Какая разная Весна
Балетный фестиваль, посвященный столетнему юбилею спектакля «Весна священная» на музыку Игоря Стравинского проходит в Москве.
Открываться фестиваль должен был версией балета Большого театра в постановке британского хореографа Уэйна МакГрегора. Однако нападение на худрука балета Сергея Филина, в котором подозревается один из солистов, подтолкнуло англичанина к отказу от постановки.
Выручать Большой и его фестиваль пригласили екатеринбургского хореографа, художественного руководителя известного уральского коллектива «Провинциальные танцы» Татьяну Баганову. О том, на каких скоростях пришлось выстраивать спектакль, наглядно говорит ее интервью в фестивальном буклете, которое датировано 15-м марта, и где Татьяна рассказывает о том, что лишь приступает к сочинению финала балета – самого сложного номера.
Очевидно, что постановку Багановой нельзя оценивать по высоким меркам. Возможно, если бы ей дали достаточно времени на подготовку, то балет не произвел бы такого жуткого впечатления надуманности и клочковатости. Сама идея хореографа сделать центральным мотивом спектакля поиски воды возражений не вызывает – она соответствует духу сюжета и музыке Стравинского.
Некоторые моменты пластических решений, основанных на противопоставлении семи мужчин и семи женщин, – достаточно красивы и выразительны (например, когда танцовщицы сбрасывают с себя мрачные хитоны, а танцоры – такие же мрачные куртки).
Бесспорно, интересны некоторые решения дизайнера Александра Шишкина, трансформировавшего сцену в огромную неряшливую раковину с громадным заскорузлым краном, давно не видевшим воды.
Однако, мало кто из зрителей понял, что означал громадный зеленый стратостат, по которому один из персонажей отчаянно лупил кулаком, в то время когда другой, с пугающим неземным обликом, настойчиво показывал ему, что внутри ничего нет.
Возможно, кто-то и догадался, зачем танцовщики вдруг надели на головы отвратительного пиявочного вида шлемы-маски, а на танцовщиц сверху опустили какие-то метелки, после чего начали имитировать повешение этих бедных девушек.
Несомненно, порадовало публику, что все остались в живых, чуть позже собрались вместе с мужчинами в большом корыте черного цвета и на них пролился живительный дождь — пожалуй, единственный понятный момент спектакля.
Возможно, этот нездоровый сюрреализм деталей не так травматично действовал на восприятие, если бы они были нанизаны на внятный танец. Однако хореографическая драматургия Багановой многим показалась слишком аморфной. К тому же музыканты Большого играли классическое произведение настолько небрежно, словно впервые видели эту партитуру.
Одно радует несомненно – в рамках фестиваля можно будет увидеть и другую «Весну».