Музыкальное движение является по своей форме пластическим воплощением и восприятием музыкального сопровождения, в результате которого создаются музыкально-двигательные формы.
Исполнение свободного танца, в которой применяется учение движения и есть музыкальным танцевальным движением. В танце проявляется психотехника импровизации музыкального движения, благодаря пластическим средствам, разработан подход к музыке.
Центральным понятием является сопереживание музыки в танце, перевоплощение в музыку, импровизация, которая выражает отзыв на музыку, как эмоциональный, так и двигательный.
Музыка воспринимается как в субъективных, так и в объективно-структурных формах, которые выражают сопереживания и отношения, проявляющиеся в музыкальном сопровождении. Музыкально-двигательная импровизация выявляет музыкальные смыслы и связи, сопереживание музыки, растворение в ней путем пластического движения.
Техника движения проявляется целостностью и централизацией движения, гармонией и противопоставлением разных частей тела, динамическим равновесием, обращением к дыханию, являющимся главным регулятором и источником выразительного движения. При музыкальном движении проявляются возможности естественного движения (прыжки, бег, ходьба и пр.).
При обучении музыкальному движению стараются не применять механические тренировки без музыки (под счет), применяются музыкально-двигательные тренировки, которые направлены на самостоятельность и творчество; выявление индивидуальных возможностей и импровизацию. Изучение музыкального движения направлено на получение навыков неподдельного сопереживания музыки и активного вслушивания в нее.
Способы музыкального движения были заложены еще в давние времена 1914-1934 г. г. студией «Гептахор». Дальнейшее распространение музыкального движения было обеспечено С. Д. Рудневой (1889-1989), а также ее адептами и учениками. Прославленными учителями музыкального движения считаются Л. С. Генералова, О. К. Попова, Э. М. Фиш.
Областью применения музыкального движения это художественное творчество, всестороннее музыкальное обучение и развитие, эстетическое обучение почитателей танцев, искусство в области образования, тренировка личностного роста, психофизическая реабилитация, проведение массовых игр и праздников.