Индийскому танцу, как искусству, уже более пяти тысяч лет. Но если на этапе своего появления танец носил исключительно религиозный характер, то после появления в стране мусульман он перешел в разряд эстетического, культурного удовольствия. Классическая форма индийского танца – бхаратнатьям – не теряет своей актуальности уже больше двух тысяч лет.
История танца
Согласно широко известной легенде, боги решили разделить любовь к танцу вместе с людьми. Но в человеческой природе заложено естественное стремление к развитию и обогащению уже имеющегося знания.
Такая черта человеческой сущности, разумеется, коснулась и народного искусства. Именно поэтому в каждом регионе страны появились новые вариации танцевальных движений, отличающиеся уникальностью.
Изначально бхаратнатьям имел только духовный подтекст. Девушки, которые танцевали его в индуистских храмах (девадаси) посвящали танец исключительно богам.
Но со временем танец настолько транформировался, что сами девадаси превратились из храмовых танцовщиц в куртизанок, чье основное занятие сводилось к удовлетворению мужской похоти. Но даже такие изменения не помешали танцу остаться на волне популярности.
Основные нюансы танца
Бхаратнатьям можно разделить на три подвида в зависимости от целей танца:
1) Nritta – это танец, основная суть которого сводится только к передаче аудитории заданного ритма, энергетики и техники движений. Он не предполагает сценария или эмоционального подтекста;
2) Nritya – это лирический танец. Главные движения в нем – «мудры» — помогают танцовщикам передать эмоции и чувства;
3) Natya – это танец, смысл которого заключается в рассказе зрителям определенного придания или истории. Кроме основных танцевальных движений и яркой мимики, танцевальная труппа часто использует пантомиму, дабы обогатить рассказ.
Храмовые танцы обычно исполняют женщины, однако немало в Индии и танцоров-мужчин. Отличительная черта бхаратнатьям – он всегда танцуется на согнутых коленках. Такая уникальная особенность танца пошла из-за того, что еще на этапе становления самого танца девадаси хотели походить на статуи, расположенные в храмах.
Оригинальные, разноцветные костюмы – еще одна особенность танца, без которой его невозможно представить. Классический наряд для бхаратнатьям предполагает особое женское сари, специальные украшения для волос и специфический бодиарт.