Контактная импровизация появилась у нас, как и многие модные увлечения, с Запада. Основателем контактной импровизации в танце считается американский хореограф Стив Пэкстон, представивший одновременно со своими помощниками в начале 70-х гг американским зрителям свое выступление под названием «Магний».
Образованная на основе хореографии, контактная импровизация прокладывает путь через барьеры условностей жанра любого направления танца и становится высшим пилотажем в танцевальном искусстве. Она сочетает особенности, неодинаковых явлений, располагаясь на грани театра, спорта, медитации и танца. На глазах у зрителей контактная импровизация получает театральный налёт, показывая основы актёрского искусства.
Театральная репетиция при отсутствии зрителей превращается в спортивную тренировку с применением гимнастики и акробатики. Поэтому иногда ее называют арт-спортом или художественным спортом. Иногда контактную импровизацию называют танцами без применения законов.
Внешне она напоминает действительно танец, при котором танцоры делают парные движения, то прикасаясь друг к дружке, то отталкиваясь от корпуса напарника. То останавливаются, друг на друге застыв, то повышая темп оживают. То катятся по полу, то в прыжке застывают.
Однако контактная импровизация отличается от заученных танцев тем, что она является как бы свободно льющимся ручьем. Это танец, рождающийся на глазах публики. Контактники никогда не пользуются шаблонами или заученными рисунками движений конкретных танцев. Свобода их ограничивается только терпением публики и временем.
Следующим отличием контактной импровизации в танце является отсутствие музыкального сопровождения. Своими движениями контактники отвечают на флюиды напарника, проникнув в его настрой, который представляет собой порождение состояния души танцующих напарников. Общение языком жестов и тела является переводом внутреннего состояния души.
Несмотря на то, что в контактники применяют гимнастику, хореографию и акробатику, для трёх названных составляющих звеном, связывающим их, является контакт (прикосновение) к корпусу своего партнера. Когда прикосновение нескольких партнеров, становится достижением уникальной гармонии, (гармонии двух «я»), которые почти друг в друге растворяются, становясь частью органичного и единого целого.